Основная информация
В 1918 году Борис Шац, основатель академии «Бецалель», написал утопический роман «Иерусалим возрожденный». В нем он много чего предрекал и описывал, в частности то, что через 100 лет, в 2018-м году в Иерусалиме будет ходить трамвай и телефоны у всех будут с «двигающимися картинками». Так оно и случилось: экраны сотовых телефонов забиты ненужной прыгающей рекламой, а трамвай, который должен был начать ходить в Иерусалиме год назад, может, как раз лет через десять и пустят. В романе было еще немало пророчеств, но две вещи Шац упустил: Дом художника в старом здании академии «Бецалель» и Музей Герцля на горе Герцля.
Комплекс «Бецалель» - это Дом-музей Шаца (частное владение, куда практически никогда никого не пускают), одно из старых зданий школы Шаца, где сейчас расположено архитектурное отделение академии «Бецалель», и еще одно здание, в котором в 1965 году открылся Иерусалимский Дом художников с выставками, кафе и красивыми «историческими» дверьми и фотографиями.
Выставки всегда проводятся по три: внизу в закутке у входа что-нибудь дебютно-премьерное от молодых и юных в стиле фото-, видео-, инсталляция-, дерзкий порыв. На втором этаже в полутемной галерее – либо фотографии, либо акварели, либо, как на сей раз: скульптуры из цветной керамики. Что-то малых форм, размеров и количеств. А на третьем этаже, в нескольких больших светлых залах - выставки с большой буквы: ретроспективы, экспозиции художников, работающих в разных жанрах, манерах, с разными материалами. Там уже есть, где походить и посмотреть.
На выставке «Круги небесные и земные» представлены 100 работ художника - живопись и графика, гравюры и коллажи за 50 лет - начиная с середины прошлого века и по сей день. Художник играет не только со временем и часами, но и с буквами ивритского алфавита, и самые интересные его абстрактные полотна являются результатом игры, часто еще и игры с книгами. Он вклеивает и вписывает в свои абстрактные картины корешки и обложки книг – книг настоящих, посвященных еврейской философии и иудаизму.
В «Амулетах», «Медитациях» и «Геометрических идеограммах» художник исследует каббалистические понятия, канонические предметы в еврейской культуре, ритуалы в еврейской духовной традиции, символику Иерусалима. Его живопись – это поиски себя в иудаизме, это видения и отражения Иерусалима.